Вторник, 30.04.2024, 01:07
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Структура заключения по результатам обучения кандидата по программе "Школа принимающих родителей"

Заключение имеет определенную структуру и содержит следующие разделы: формальные данные, социально-демографические и социально-психологические данные, окончательные выводы, рекомендации, заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью (с указанием формы семейного устройства).

Формальные данные.

  • Дата психологического обследования.

  • Наименование органа опеки, направившего на обследование.

  • Кто обследуется, год рождения, место проживания.

  • Цель и задачи обследования.

  • Используемые методики.

Социально-демографические данные.

  • Состав семьи (при наличии детей указать их возраст, если нет детей – чем вызвано их отсутствие).

  • Продолжительность брака.

  • Образование, специальность.

  • Место работы.

  • Состав родительской семьи кандидатов, порядок рождения кандидата.

  • Стиль воспитания в родительской семье, наличие опыта многодетности и приема детей.

Социально-психологические данные.

  • Мотивация к приему, согласованность мотивов приема у супругов.

  • Отношение членов семьи и ближайшего окружения к приему.

  • Стабильность и качество супружеских отношений.

  • Степень удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности кандидатов (семья, карьера, брак).

  • Семейные ценности.

  • Способность семьи справляться со стрессовой ситуацией.

  • Отношение к биологической семье будущего приемного ребенка.

  • Степень открытости семьи (способность принимать помощь, взаимодействовать с ближайшим окружением, степень готовности к сотрудничеству со службами сопровождения).

При отсутствии детей:

  • Наличие опыта воспитания чужих детей, в том числе, имеющих эмоциональные и поведенческие проблемы.

При наличии кровных или усыновленных детей в семье:

  • Представление об особенностях семейных взаимоотношений у детей;

  • Особенности воспитания (эмпатия, уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей детей, количество и качество требований).

При наличии приемных детей в семье:

  • Родительские навыки (получение удовольствия от воспитания, эмпатия, способность индивидуально подходить к детям и реагировать соответствующим образом).

  • Степень удовлетворенности ребенка пребыванием в семье (система отношений к членам семьи, самоотношение, актуальное эмоциональное состояние, степень адаптации в социуме – детский сад, школа).

  • Наличие положительной динамики в развитии ребенка.

  • Степень личностной зрелости кандидатов (способность контролировать эмоции, критически оценивать свои сильные и слабые стороны, самоотношение).

  • Актуальное функциональное состояние кандидата.

  • Уровень агрессии (сформированность установок социального сотрудничества).

Окончательные выводы.

  • Факторы, способствующие эффективному замещающему родительству.

  • Факторы риска замещающего родительства.

Рекомендации (при необходимости).

Заключение об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью.

Заключение подписывает психолог, проводивший обследование, и директор организации. Номер заключения фиксируется в журнале исходящих документов. Документ выдается либо на руки кандидату (на оставшейся копии ставится ФИО кандидата, получившего заключение; подпись, дата выдачи), либо отсылается по почте в орган опеки и попечительства.

З.2. Факторы, способствующие эффективному замещающему родительству.

При формулировании выводов указываются те сильные стороны потенциальной замещающей семьи и ее членов, которые способствуют эффективному замещающему родительству.

Семьи обладают разными компенсаторными возможностями и разными способностями к интеграции новых членов. Различные факторы оказывают влияние на эффективность замещающей заботы. Одним из наиболее важных из них, во многом предопределяющим успешность приема, является наличие ресурсов семьи.

Критериями наличия ресурсов являются личностные и семейные характеристики кандидатов, необходимые для успешного воспитания детей, имеющих определенные проблемы и потребности.

Критерии наличия ресурсов можно разделить на две категории:

  • характеристики, которые позволят семье осуществлять замещающий уход, не испытывая при этом сильного семейного стресса;

  • характеристики, необходимые для удовлетворения особых потребностей и содействия нормальному здоровому развитию детей, находящихся на их попечении.

Критерии наличия ресурсов семьи:

  • Мотивация кандидатов соответствует наилучшим интересам ребенка и не связана с корыстными личными или финансовыми выгодами.

  • Согласованность и взвешенность решения о приеме ребенка.

  • Способность кандидатов реалистично оценивать свои сильные и слабые стороны, удовлетворенность различными аспектами своей жизни.

  • Высокий уровень сплочения супружеской пары.

  • Умение использовать эффективные приспособительные стратегии в трудных жизненных ситуациях.

  • Ориентация на семейные ценности.

  • Наличие модели многодетности в истории семьи.

  • Наличие позитивного опыта приема в семейной истории.

  • Готовность семьи принимать помощь посторонних людей в стрессовых ситуациях.

  • Наличие у кандидатов положительного опыта воспитания детей, в том числе, имеющих физические, эмоциональные или поведенческие проблемы.

  • Высокий уровень самоконтроля.

  • Позитивная самооценка.

  • Развитая эмпатия и способность к пониманию чувств других членов семьи.

  • Адекватное отношение к биологической семье ребенка.

  • Наличие у семьи социально поддерживающей сети.

  • Заинтересованность в помощи специалистов.

Представленный выше перечень критериев (желаемых характеристик) необходимо рассматривать не как стандарт, а как идеал. Очевидно, что семей, в которых присутствуют все желаемые характеристики в их наивысшей степени, не существует. Для того, чтобы оценка была реалистичной, стоит в дополнение к желаемому стандарту определить минимальный стандарт. Люди, которые не соответствуют даже минимальным стандартам, не должны допускаться к воспитанию приемных детей.

В то же время многие потенциальные замещающие семьи соответствуют минимальным стандартам если не во всех, то в большинстве категорий. В некоторых категориях они обладают качествами, приближающимися к желаемому стандарту. Эти качества являются их «сильными сторонами». Из кандидатов с довольно скромными показателями часто получаются хорошие замещающие родители.

3.3. Факторы риска замещающего родительства

Однако еще более важно обозначить в выводах так называемые «зоны риска», то есть те обстоятельства, которые увеличивают риск неблагоприятного исхода замещающего родительства.

Существуют несколько индивидуальных и семейных факторов, которые могут неблагоприятно повлиять на качество воспитания приемного ребенка. Однако степень их проявления может варьировать в зависимости от множества обстоятельств. Задача психолога заключается в том, чтобы защитить детей, не отталкивая при этом людей, которые при определенных условиях могут стать для них хорошими родителями.

Ниже приведены факторы, на которые психолог должен обращать особое внимание в процессе оценки кандидатов.

  • Имеются сведения о том, что кандидат в замещающие родители (или член семьи кандидата) подвергался аресту или был осужден за совершение преступления. Психолог должен проанализировать такой случай с целью установить степень серьезности правонарушения, личностные изменения, которые претерпел потенциальный родитель.

  • Потенциальный замещающий родитель в прошлом злоупотреблял алкоголем или наркотиками, однако успешно завершил курс лечения и удерживается от употребления алкоголя или наркотиков без рецидивов на протяжении достаточно длительного времени.

  • У кандидата есть неразрешимые личные проблемы, связанные с опытом перенесенного физического/сексуального насилия или неудовлетворения потребностей в детстве, или отвержения родителями.

  • Мотивация к приему ребенка у кандидата носит преимущественно эгоистический характер. Он считает, что замещающее родительство принесет в первую очередь выгоду ему самому, и лишь во вторую очередь – приемному ребенку (например, спасет разваливающийся брак, заменит умершего ребенка, предоставит товарища собственному ребенку, спасет от одиночества и т.п.).

  • У потенциального родителя имеются жесткие и нереалистичные ожидания в отношении того, как должен вести себя ребенок.

  • У кандидата возникали серьезные проблемы с воспитанием собственных детей.

  • Потенциальный родитель обладает серьезными эмоциональными проблемами, такими как депрессия, неустойчивый и взрывной характер и т.д.

  • В семье кандидатов существуют значительные межличностные проблемы, например, напряженные отношения между супругами, хронические конфликты, существенные различия в мотивации принятия ребенка.

  • В семье кандидатов в последние два года имела место психотравмирующая ситуация (смерть близких, особенно детей, больной в терминальной стадии, развод, эмиграция и т.д.).

  • Потенциальные родители стремятся принять ребенка на место умершего сына или дочери, т.е. поиск ребенка того же пола и возраста.

  • Мать потенциальной замещающей семьи находится в декретном отпуске, в семье имеется ребенок в возрасте до трех лет.

  • В потенциальной замещающей семье уже есть ребенок одного пола и возраста с приемным.

3.4. Заключение о психологической неготовности кандидата стать усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем

Большинству педагогов-психологов тяжело давать заключение о неготовности кандидата стать замещающим родителем. Они сопереживают его разочарованию и чувству безысходности. В этом случае необходимо напомнить себе, что главная задача специалиста службы сопровождения заключается в том, чтобы найти и подготовить замещающих родителей, способных дать ребенку стабильную и любящую семью, не подвергая риску распада их собственную.

Для того, чтобы педагогу-психологу было легче дать кандидату заключение о неготовности быть замещающим родителем, он может:

  • поднимать вопросы, вызывающие у него озабоченность, еще на ранних стадиях процесса диагностики и время от времени возвращаться к их обсуждению;

  • помогать кандидатам понять, что взятие ребенка с особыми потребностями до того, как будут устранены существенные проблемы, может причинить вред не только ребенку, но и их собственной семье;

  • понятно и честно объяснять кандидатам причины отказа, приводя конкретные примеры;

  • предлагать альтернативные формы помощи обездоленным детям: опеку вместо усыновления, гостевой режим проживания ребенка, участие в общественных организациях соответствующей направленности, спонсорскую помощь интернатным учреждениям и т.п.;

  • помогать кандидатам понять, как они могут устранить существующие проблемы, например, обращаясь к помощи психотерапевта или пройдя подготовку в ШПР. Облегчать доступ к соответствующим услугам;

  • предлагать отсрочить принятие решения о создании замещающей семьи на срок от полугода до года для дополнительного обдумывания.

Не стоит забывать и о том, что некоторые кандидаты в замещающие родители нередко бывают благодарны психологу за его рекомендацию отказаться от мысли о приемном ребенке. Особенно если это решение продиктовано только чувством долга и не подкреплено необходимыми личностными и семейными ресурсами.

Заключение о неготовности кандидата или переносе усыновления\ опеки на более поздний срок, скорее всего, поможет предотвратить неудачный исход замещающего родительства, при этом не лишая потенциальных родителей надежды на то, что они смогут взять ребенка позднее, усвоив необходимые для этого знания и навыки или устранив существующие проблемы.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024